Наш телефон: +375-29-333-2-888

История автомобильного лизинга и его будущее

Вячеслав Полторако 14 ноября 2020

#

Точную дату возникновения лизинга назвать сложно. Хотя в древних писаниях можно найти описание услуг на подобие лизинга на территории Древних Рима и Греции, по настоящему первый бизнес по прокату автомобилей открылся в США в 1918 году, когда предприниматель Золи Фрэнк решил сдавать автопарк в долгосрочную аренду. Также можно вспомнить Генри Форда и его задумку применять аренду для увеличения продаж машин. Тем не менее, «отцом автолизинга» принято называть именно Фрэнка, ведь современный лизинг во многом опирается на его идеи почти столетней давности.

Широко известна практика предоставления «помощи» по средством лизинга во время Второй мировой войны, когда американское правительство для Советского Союза разработало программу под названием ленд-лиз. Союзники страны Советов могли получать продовольствие, технику и другие важные ресурсы. Оплачивать их предстояло после боевых действий с помощью беспроцентных займов на долгий срок. В ряде случаев (а в ряде случаев — возвращать обратно). Автомобилям принадлежало 64% из общего количества поставок — чуть меньше, чем железнодорожным рельсам с долей 72%.

В 50-е годы прошлого века началось глобальное развитие лизинговой деятельности. Появились специализированные лизинговые компании. Развитие лизинга происходило при поддержке государства и коммерческих банков США, Японии и Европы.

Услуга быстро приобрела популярность среди корпоративных клиентов. К 1960 только в США году объемы лизинга включали в себя 600 тыс. автомобилей. Преимущества лизинга оценили и в Европе — к примеру, в 1962 году возникла дюссельдорфская Deutsche lising GMbH. Постепенно сформировался треугольник стран-лидеров в области этой услуги: Соединенные Штаты, Западная Европа, Япония. Этот расклад неизменен и сегодня.

В 1970-е — 80-е крупные автопроизводители вроде Chrysler, Ford и GM осознали эффективность лизинга так как простые потребители уже поняли удобство новой услуги, к концу 60-х помимо корпоративных клиентов, компании стали обслуживать физических лиц. Им предлагали автомобили в аренду по субсидированной процентной ставке на некоторый срок и с возможностью выкупа. С 1977 по 1984 лизинговый автопарк на территории Соединенных Штатов составлял уже 1,3 млн машин. В Западной Европе данная услуга также процветала.

Лизинг в Беларуси

До 90-х годов лизинг в основном использовали на международном уровне: приобретались дорогостоящие объекты вроде железнодорожного и авиационного транспорта. С началом нового десятилетия ситуация изменилась. Предприятия перешли на арендные формы хозяйствования, внутренних лизинговых сделок становилось все больше.

По данным Ассоциации лизингодателей Беларуси (зарегистрирована в 2011 году) на 31.12.2019 г. лизинговые операции в Беларуси осуществляли 108 специализированных лизинговых организаций и 14 банков.

Сумма заключенных за год договоров лизинга организациями, входящими в реестр Национального Банка, составила 3 788 542 307 рублей или свыше 1,6 млрд. евро.

Всего за 2019 год был заключено 277 600 договоров (на 7,3% меньше чем в 2018 г.), 93,9% из которых заключено с физическими лицами (потребительский лизинг), а 6,1% — с юридическими лицами и предпринимателями (инвестиционный лизинг).

В общей массе заключенных договоров лизинга договора сублизинга составили 0,1%, возвратного лизинга — 4,5%, международного экспортного лизинга — 0,3%, договора оперативного лизинга — 0, 03%.

Структура договоров по предметам лизинга претерпела изменение. Здания и сооружения в качестве предметов лизинга стали использоваться реже, и их доля уменьшилась с 6,8% в 2018 г. до 3,3% в 2019 г. Интерес к машинам и оборудованию уменьшился, оставшись в целом на достаточно высоком уровне — с 36,4% в 2018 г. до 31,7% в 2019 г., что говорит о сохраняющемся высоком спросе на инвестиции в различных отраслях промышленности. Существенно увеличилась доля транспортных средств — с 45,2% в 2018 г. до 57,2% в 2019 г. 

Сегодня белорусский автолизинг также можно назвать драйвером лизинга. Его доля на общем рынке составляет — 57,2%. Рыночное отставание от Запада постепенно сокращается. Люди все чаще предпочитают лизинг как способ приобретения авто. 

Будущее автомобильного лизинга прежде всего связано с развитием рынка автомобилей. По прогнозам доля автомобилей купленных с применением данного инструмента будет непрерывно расти. На сегодняшний день, по нашему мнению, рост будет прямо пропорционален темпам «узнавания» прежде всего физическими лицами о преимуществах данной услуги, а это, прежде всего: простота оформления, доступность, гибкость.

Остались вопросы?

Закажите консультацию по телефону.
Эксперт по лизингу перезвонит вам в течение 15 минут.

Есть вопросы?